1. Главная страница
  2. Пресс-центр
  3. Новости
  4. Юмор в классической музыке

Юмор в классической музыке

Апрель 11, 2023 Просмотров: 187

Композиторы, музыканты классической музыки- это серьезные люди, но ничто человеческое им не чуждо, в том числе и юмор. Многие из них любили и любят пошутить. Об этом узнали студенты групп ВиВ-22 и МОСДР-22 (преподаватель Першина О.В.) Мончегорского политехнического колледжа на музыкальном часе «Юмор в классической музыке», который прошел 6 апреля в секторе литературы по искусству Центральной городской библиотеки.

Шутки и юморески в мире музыки не имеют ничего общего с современным юмором в нашем понимании. Они отражают не наличие реального юмора, а легкий и непринужденный характер звучания и исполнения. К ним надо относиться с легкостью, но смеяться при этом вовсе не обязательно. После прослушивания таких произведений, появляется хорошее настроение, и мы испытываем те же эмоции, как и после хорошей шутки.

Даже Иоганн Себастьян Бах-композитор вселенской серьезности любил шутить (в том числе и музыкально). Его произведение «Шутка», являющееся последней частью «Оркестровой сюиты» №2 продемонстрировало ребятам быстрый, легкий темп пьесы, и истинное мастерство виртуозного исполнения.

Австрийский композитор Йозеф Гайдн был настоящим мастером смешного в музыке. Он веселил слушателей внезапными паузами, то громкостью звучания. Ребята  узнали историю создания его Симфонии №94: многие зрители и слушатели приходили на концерт и засыпали под умиротворенные звуки. Тогда композитор придумал оригинальный способ, чтобы проучить любителей «клевать носом». Сначала в одной из частей Симфонии №94 звучит тихая и убаюкивающая музыка, а когда публика уже находилась в полудреме, на нее обрушивались грохочущие удары литавр. Студенты  колледжа прослушали отрывок из произведения и оценили шутку композитора.

Настоящим музыкальным шутником был французский композитор Камиль Сен Санс. Одно из самых популярных его произведений – сюита «Карнавал животных». Считая свою «Зоологическую фантазию» шуткой, автор запретил издавать ее при своей жизни, не желая прослыть автором «несерьезной музыки». «Карнавал животных» — это своеобразный музыкальный зоопарк, в котором каждому из животных посвящена своя пьеса, а всего их 14. В этом цикле нашлось место и людям. В произведении  «Пианисты» Сенс Санс высмеял музыкантов, которые бесконечно играют гаммы и упражнения.

Повеселил молодую аудиторию и «Кошачий дуэт» Д. Россини, который пародирует любовные дуэты из итальянских опер. Звучало одно единственное слово «мяу», но как оно звучало!!!

Присутствующие на мероприятии  удостоверились, что в XX веке композиторы шутили не меньше. Чего стоит пьеса «4:33» Джона Кейджа о музыкальной тишине или «Пьеса для печатной машинки» Лероя Андерсона!

Также студенты познакомились с интересными фактами о «Собачьем вальсе» и узнали, что именно эта мелодия легла в основу виртуозной пьесы для фортепиано с оркестром британского пианиста, композитора Расса Конвея «Первый урок».

Музыканты любят и умеют шутить. Как говорил барон Мюнхаузен: «Все самые большие глупости в мире делаются с серьезным выражение лица… Поэтому улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!!!» Эта фраза стала хорошим эпиграфом к прошедшему мероприятию.

По материалам МБУК «Мончегорская централизованная библиотечная система»